В Российской Федерации продолжается процесс реформирования и законодательного оформления майнинговой деятельности и рынка криптовалюты.
Криптовалюта в законодательстве РФ официально именуется цифровой валютой1 и регулируется ФЗ от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в который в ноябре 2024 года были внесены многочисленные положения, направленные на законодательное регулирование майнинговой деятельности.
В продолжение данной реформы ФЗ от 29.11.2024 №418-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» впервые закрепляются следующие правила налогообложения оборота криптовалюты на территории РФ.
1. Криптовалюта официально признана одной из разновидностей имущества.
2. Операторы майнинговой инфраструктуры2 будут обязаны сообщать в налоговой орган обо все лицах, осуществляющих майнинг криптовалюты в администрируемой ими майнинговой инфраструктуре (ст. 86.5 НК РФ). Непредставление данных сведений наказывается штрафом в размере 40 тыс. руб. (ст. 129.16 НК РФ).
3. Организации и ИП, осуществляющие майнинг цифровой валюты, не вправе применять УСН, ПСН, НПД и АвтоУСН.
Налогоплательщики на ПСН, НПД и АвтоУСН не вправе также осуществлять сделки по реализации (приобретению) цифровой валюты.
4. Доход в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга, признаётся внереализационным доходом в целях налогообложения прибыли (п. 32 ч. 2 ст. 250 НК РФ).
Криптовалюта не подлежит амортизации (абз. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ).
В соответствии со ст. 282.3 НК РФ доходы в виде криптовалюты, полученной в результате майнинга, определяются исходя из её рыночной котировки на дату признания дохода.
Рыночной котировкой криптовалюты признается цена закрытия, рассчитываемая иностранным организатором торговли (включая биржу) по сделкам, совершенным через него в течение торгового дня. Иностранным организатором торговли (включая биржу) может быть лицо, объем торгов по сделкам с цифровой валютой которого превышает 100 миллиардов рублей за соответствующий торговый день, при условии, что информация о рыночных котировках цифровой валюты размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" в течение трех лет, предшествующих дате совершения операций с цифровой валютой.
Стоимость цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга, принятой к налоговому учету до 01.01.2025г., равна сумме расходов налогоплательщика, связанных с осуществлением майнинга такой цифровой валюты, НЕ признанных для целей налогообложения на указанную дату в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
5. Не признаются объектом налогообложения НДС (подп. 27,28 п. 2 ст. 146 НК РФ):
- операции по осуществлению майнинга цифровой валюты;
- операции по реализации цифровой валюты.
6. Доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты в РФ, относятся к доходам от источников в РФ и облагаются НДФЛ (подп. 9.3 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Такой доход считается доходом, полученным в натуральной форме, и подлежит оценке исходя из рыночных котировок на данную криптовалюту (аналогично порядку при налогообложении прибыли организаций) (п. 1 ст. 211 НК РФ).
Данный доход можно уменьшить на сумму налоговых вычетов в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением майнинга (подп. 5 п. 1 ст. 220 НК РФ).
При продаже криптовалюты налогоплательщик имеет право уменьшить доход на величину документально подтвержденных расходов в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при получении криптовалюты путем майнинга (абз. 18 п. 2 ст. 220 НК РФ).
[1] Цифровой рубль не является цифровой валютой (криптовалютой), а представляет собой разновидность безналичных денежных средств.
[2] Операторы майнинговой инфраструктуры и лица, осуществляющие майнинг в такой инфраструктуре, должны быть включены в специальные реестры. Без включения в данные реестры осуществлять майнинговую деятельность на территории РФ запрещено (ст. 14.2 ФЗ от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Физлица могут осуществлять майнинг без включения в реестр, если потребляемая при майнинге энергия не превышает 6000 киловатт-часов в месяц.
Линия консультаций
Аудиторская служба «СТЕК» предлагает организациям и частным лицам информационно-консультационное
сопровождение и разовые консультации в области бухгалтерского учета, налогообложения и хозяйственного
права.