Кадровый учет играет важную роль в эффективном управлении персоналом и обеспечении законности трудовых отношений в организации. Он помогает соблюдать требования трудового законодательства, планировать персонал, рассчитывать заработную плату, управлять производительностью и развитием персонала, а также обеспечивать безопасность и конфиденциальность данных сотрудников.
Кадровое делопроизводство – это процесс оформления и ведения документации, связанной с трудовыми отношениями и управлением персоналом в организации. Оно включает в себя различные административные и юридические процедуры, необходимые для соблюдения трудового законодательства и поддержания порядка в кадровых вопросах. Практически любой кадровый документ имеет юридическую (коммерческую) ценность, и некорректное ведение учёта может обернуться серьёзными последствиями для организации.
Содержание
- Что входит в работу кадровика?
- Какие обязательные документы оформляют в рамках кадрового учёта
- Какие инструменты используют для кадрового учёта
Что входит в работу кадровика?
Как правило, работа специалиста по кадровому делопроизводству включает в себя:
- Оформление приема на работу Подписание трудового договора, оформление личного дела сотрудника, издание приказа о приеме на работу, заполнение анкеты или личной карточки сотрудника.
- Ведение личных дел сотрудников Оформление и поддержание личных дел, где хранятся все необходимые документы, такие как копии паспорта, дипломов, справок, трудовых договоров и дополнительных соглашений.
- Оформление изменений в трудовых отношениях Включает издание приказов о переводе сотрудника на другую должность, изменение условий труда, повышение квалификации и другие изменения, вносимые в трудовой договор.
- Учет рабочего времени и отпусков Ведение табелей учета рабочего времени, расчет и оформление ежегодных отпусков, больничных листов, отпусков по уходу за ребенком и других видов отпусков.
- Оформление увольнений Подготовка приказа об увольнении, внесение записи в трудовую книжку, расчет и выплату компенсаций при увольнении, закрытие личного дела сотрудника.
- Ведение трудовых книжек Заполнение и хранение трудовых книжек сотрудников, внесение записей о приеме на работу, переводах, награждениях и увольнениях. С 2021 года трудовые книжки ведутся в электронном виде.
- Отчетность и архивирование Подготовка и сдача отчетов в государственные органы, такие как Пенсионный фонд, налоговая инспекция и другие. Архивирование кадровых документов в соответствии с установленными сроками хранения.
- Соблюдение трудового законодательства Обеспечение соблюдения всех нормативных требований, правил охраны труда и других законодательных норм, касающихся трудовых отношений. Подготовка к проверкам ГИТ (государственной трудовой инспекции).
- Консультирование сотрудников и руководства Предоставление консультаций по вопросам трудового права, правил внутреннего трудового распорядка, условий труда и социальных льгот.
Какие обязательные документы оформляют в рамках кадрового учёта
Основная часть кадровых документов — обязательные, требования к ним установлены законодательством. Их могут запросить контролирующие органы, такие как государственная инспекция труда. Другие документы компания разрабатывает для себя. Например, должностные инструкции.
В рамках кадрового учета оформляются различные документы, включающие в себя:
- Трудовой договор - основной документ, закрепляющий трудовые отношения между работником и работодателем. В нем указываются условия труда, права и обязанности сторон.
- Личное дело сотрудника, включающее в себя копии документов, подтверждающих личность работника (паспорт, СНИЛС), образование, трудовую книжку, справки, аттестационные листы и другие документы, относящиеся к его трудовой деятельности.
- Трудовая книжка – документ, в котором фиксируются все изменения в трудовых отношениях работника: прием на работу, переводы, повышения, награды, отпуска, увольнения. С 2021 года ведется в электронном виде.
- Приказы при приеме на работу, переводах, назначении премий и поощрений, увольнении и других изменениях в трудовых отношениях.
- Табели учета рабочего времени для фиксации отработанного времени сотрудников, отпусков, больничных и других видов временного отсутствия. Этот документ нужен, чтобы начислять пособия, зарплату, контролировать НДФЛ. Вести его можно по формам Т-12 или Т-13 или в свободной форме.
- Документы об обучении и аттестации, в том числе свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, результаты аттестации, а также другие документы, подтверждающие профессиональные компетенции сотрудника.
- Согласие на обработку персональных данных – оно подтверждает, что работник знаком и согласен с условиями положения о персональных данных. Форма документа не регламентирована, но в нём должны быть все важные сведения: ФИО субъекта персональных данных, цель обработки и другие. Посмотреть список всех сведений можно в статье 9 №152-ФЗ.
- Финансовые документы: о начислении заработной платы, выплате премий, компенсаций, пособий и других финансовых поступлениях и выплатах, связанных с трудовой деятельностью.
Эти документы являются основными составляющими кадрового учета и обеспечивают законность и прозрачность трудовых отношений в организации. Научиться работать с кадровыми документами и не допускать ошибок и штрафов можно на курсах кадрового учета для начинающих
Какие инструменты используют для кадрового учёта
Специальные сервисы автоматизируют и упрощают кадровый учёт. Набор инструментов зависит от компании. В небольшом бизнесе, где работает несколько сотрудников, могут использовать шаблоны документов Word, вести учёт в Excel или Google Docs и Таблицах. В компаниях, где работает больше сотрудников, используют специальные сервисы — они автоматизируют и упрощают работу.
Например, с их помощью можно автоматически рассчитывать показатели по сотрудникам, формировать отчётность для государственных органов и создавать документы кадрового учёта. Из наиболее используемых в России можно отметить «1С: ЗУП», «БухСофт: зарплата и кадры», «Кадры Плюс», «Сотрудники предприятия», SAP HCM.
Одно из самых популярных решений — российская программа "1C: Зарплата и управление персоналом". В ней можно полностью автоматизировать делопроизводство — хранить данные о сотрудниках, оформлять электронные документы, вести электронные трудовые книжки, отправлять отчёты и справки в контролирующие органы и так далее. Она подходит компаниям разного размера, в том числе со штатом сотрудников в несколько тысяч человек.
1С: ЗУП — это комплексная информационная система, разработанная для автоматизации учета и управления персоналом, а также расчета заработной платы в организации. Поэтому в ней работают и кадровики, и бухгалтеры на участке «Учет труда».
Возможности данной программы включают в себя:
1С: ЗУП является одним из наиболее популярных решений на рынке автоматизации управления персоналом в России и предоставляет широкие возможности для оптимизации процессов кадрового учета и расчета заработной платы в организации. И уверенное владение 1С ЗУП для кадровика сегодня – практически обязательное требование у работодателей.
Чтобы стать специалистом по кадрам, необходимо пройти несколько этапов, включающих получение образования, приобретение опыта и развитие необходимых навыков. На курсах для начинающих кадровиков можно приобрести как знания по трудовому законодательству и кадровому учету, так и практические навыки работы с кадровой документацией и отчетностью, а также научиться проводить внутренний кадровый аудит в организации и готовиться к проверкам трудовой инспекции.
Получите консультацию специалиста
Отправляя заявку, Вы принимаете условия обработки персональных данных